В погоне за светом. Жизненные и творческие поиски Клода Моне

Есть художники, имя которых — Свет.
Они словно волшебники, поймавшие миг величайшего наслаждения, плен созерцания, улыбку природы, блик на воде. Люди, постигшие всю прелесть и тягость собственного предназначения на этой земле.
Оскар Клод Моне занимает третью строчку в рейтинге самых дорогих художников мира. Средняя стоимость картин Моне на аукционах 2015 года – 7 млн $. Самые известные стоят от 15 до 20 млн $. Но ценность их не измеряется долларами. Потому что на этих картинах изображен Свет. Таким, каким видит его душа.
А между тем, практически всю жизнь сам Оскар Клод Моне перебивался с воды на хлеб и не имел лишней копейки, чтобы побаловать своих детей. Признание и слава пришли к отцу импрессионизма лишь в последние годы жизни, когда он уже был болен и почти потерял зрение от двойной катаракты.
Свет, за которым он гонялся всю жизнь, ослепил художника. Но не лишил его возможности творить. Потому что для создания шедевров сердца глаза не нужны. До конца своих дней Моне писал. Последним ему позировал знаменитый пруд с кувшинками, который он создал своими руками в Живерни.
Сын богатого бакалейщика рано обнаружил способности к живописи. Но не стал прислушиваться к мнению отца, хотевшего сделать из него классического художника, способного зарабатывать деньги с помощью живописи. Первым учителем в искусстве стал для Клода французский художник Эжен Буден. Он предложил юноше попробовать писать природу на свежем воздухе. Обычно живописцы делали это по памяти, в душных студиях, куда свет проникал с трудом. Впервые пытаясь поймать игру света и тени непосредственно там, где они обитают, Клод Моне начал писал на пленэрах.
Отправившись в Париж, Моне поступает в мастерскую Глейра, где знакомится с такими же молодыми, ищущими художниками, как он сам. Это были Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Все они отвергали устаревшую нудную манеру классического письма и хотели найти новые тона и формы современного искусства.
Поймать свободный свет, уловить настроение, впечатление, остановить на полотне прекрасное ускользающее мгновение… Они не хотели подчиняться правилам. И писали там, где заставало их вдохновение. В лесу Фонтенбло, кафе Гербуа, в «Лягушатнике» — любимом месте отдыха и купания парижан.
Их картины вызывали недоумение и отторжение привыкших к классическим завершенным формам зрителей. Искусствоведы называли их полотна мазней, а покупатели проходили мимо, не умея увидеть то, что недоступно закрытому взору. Картины импрессионистов нужно было читать сердцем. И молодые художники чувствовали это. И не собирались отказываться от своей новой манеры письма, потому что она давала им удивительную свободу. Позволяла проникнуть в суть бытия, влетая на легких крыльях впечатлений.
Именно так называлась картина Клода Моне, которую он написал специально для организованной отверженными художниками выставки в 1874 году. «Анонимное общество живописцев, художников и граверов» решило бросить вызов привычным канонам и заявить о себе во всеуслышание.
Картина «Впечатление. Восход солнца» К.Моне положила начало новому направлению в искусстве. С легкой руки мелкого газетного писаки, хотевшего высмеять «впечатлизмы» неумелых маляров, разбрасывающих на полотне беспорядочные мазки, смелых художников назвали «импрессионисты» (от франц. impression — впечатление).
Выставка не имела успеха. За четыре месяца ее посетили не более 300 зрителей. Да и те отзывались насмешливо. Однажды между Моне и одним из таких ценителей чуть не возникла драка.
Полный провал должен был обрубить крылья тем, кто взлетел так высоко и оторвался от старого искусства.
После того, как возлюбленная Клода Камилла Донсьё сообщила ему о будущем ребенке, перед художником вплотную встал вопрос выбора. Он мог отказаться от любимой и жениться на богатой невесте, которую предлагал отец. Ее наследство помогло бы поправить дела. Мог отказаться и от своей манеры писать, стать востребованным и богатым художником.
Но Моне выбрал любовь и бедность. А главное — свободу жить так, как велит ему сердце. Он женится на Камилле и продолжает писать свои размазанные нечеткие пейзажи. И чувствует, что в этой погоне за светом, который ему хотелось запечатлеть на полотне, заключается смысл всей его жизни.
Тяжелый путь отца семейства, которому приходится перебиваться и лавировать меж кредиторов и долгов, был счастливым временем самых больших творческих озарений Клода Моне. К его кружку постепенно примыкают и другие художники: Эдуард Мане, Поль Сезанн, Эдгар Дега. Картины Клода Моне становятся глубже и аналитичнее — «Пруд в Монжероне», «Вокзал Сен-Лазар», «Руанский собор в полдень», «Здание парламента», «Мост Ватерлоо» и др.
Благодаря влиятельному французскому торговцу Полю Дюран-Рюэлю, поверившему в гениальность художника, картины Моне начинают продаваться и получать известность.
И все же до благополучия было еще далеко. Камилла, сломленная постоянным бедственным положением семьи с двумя детьми, тяжело заболела и умерла. Горячо любивший ее Оскар, переживает не самые лучшие времена. Единственное, что помогает ему выжить, – все тот же свет, который он пытается поймать.
«Каждый обсуждает мое искусство и делает вид, что понимает, как если бы это было необходимо, когда нужно просто любить», — в отчаянии говорил Моне. В конечном итоге упорство и любовь позволили ему достичь того, к чему он стремился — творить так, как подсказывает душа.
Через несколько лет он сошелся с женщиной, ухаживавшей за его детьми, искренне полюбил ее и женился, приняв и четверых детей Алисы Гошеде. Они купили дом в Живерни и зажили большой дружной семьей. Тут Оскар сам устроил пруд с кувшинками и сад, где свободно бродил свет. «Мой сад — мой самый красивый шедевр», — признавался он. Теперь он мог ловить игру света с утра до вечера, запечатлевая все волшебные метаморфозы природы.
Клод Моне дожил до 86 лет. Умер в кругу любящей его семьи богатым и знаменитым художником. Он рисовал до конца дней и даже после операции на глазах все гонялся за своим ускользающим светом. Поймал ли он его? Сам Моне в этом постоянно сомневался. Но его потомки с уверенностью могут сказать, что это ему удалось!
Есть художники, имя которых — Свет. Они словно волшебники, поймавшие миг величайшего наслаждения, плен созерцания, улыбку природы, блик на воде. Люди, постигшие всю прелесть и тягость собственного предназначения на этой земле. Оскар Клод Моне занимает третью строчку в рейтинге самых дорогих художников мира. Средняя стоимость картин Моне на аукционах 2015 года – 7 млн $. Самые известные стоят от 15 до 20 млн $. Но ценность их не измеряется долларами. Потому что на этих картинах изображен Свет. Таким, каким видит его душа. А между тем, практически всю жизнь сам Оскар Клод Моне перебивался с воды на хлеб и не имел лишней копейки, чтобы побаловать своих детей. Признание и слава пришли к отцу импрессионизма лишь в последние годы жизни, когда он уже был болен и почти потерял зрение от двойной катаракты. Свет, за которым он гонялся всю жизнь, ослепил художника. Но не лишил его возможности творить. Потому что для создания шедевров сердца глаза не нужны. До конца своих дней Моне писал. Последним ему позировал знаменитый пруд с кувшинками, который он создал своими руками в Живерни. Сын богатого бакалейщика рано обнаружил способности к живописи. Но не стал прислушиваться к мнению отца, хотевшего сделать из него классического художника, способного зарабатывать деньги с помощью живописи. Первым учителем в искусстве стал для Клода французский художник Эжен Буден. Он предложил юноше попробовать писать природу на свежем воздухе. Обычно живописцы делали это по памяти, в душных студиях, куда свет проникал с трудом. Впервые пытаясь поймать игру света и тени непосредственно там, где они обитают, Клод Моне начал писал на пленэрах. Отправившись в Париж, Моне поступает в мастерскую Глейра, где знакомится с такими же молодыми, ищущими художниками, как он сам. Это были Огюст Ренуар, Альфред Сислей и Фредерик Базиль. Все они отвергали устаревшую нудную манеру классического письма и хотели найти новые тона и формы современного искусства. Поймать свободный свет, уловить настроение, впечатление, остановить на полотне прекрасное ускользающее мгновение. Они не хотели подчиняться правилам. И писали там, где заставало их вдохновение. В лесу Фонтенбло, кафе Гербуа, в «Лягушатнике» — любимом месте отдыха и купания парижан. Их картины вызывали недоумение и отторжение привыкших к классическим завершенным формам зрителей. Искусствоведы называли их полотна мазней, а покупатели проходили мимо, не умея увидеть то, что недоступно закрытому взору. Картины импрессионистов нужно было читать сердцем. И молодые художники чувствовали это. И не собирались отказываться от своей новой манеры письма, потому что она давала им удивительную свободу. Позволяла проникнуть в суть бытия, влетая на легких крыльях впечатлений. Именно так называлась картина Клода Моне, которую он написал специально для организованной отверженными художниками выставки в 1874 году. «Анонимное общество живописцев, художников и граверов» решило бросить вызов привычным канонам и заявить о себе во всеуслышание. Картина «Впечатление. Восход солнца» К.Моне положила начало новому направлению в искусстве. С легкой руки мелкого газетного писаки, хотевшего высмеять «впечатлизмы» неумелых маляров, разбрасывающих на полотне беспорядочные мазки, смелых художников назвали «импрессионисты» (от франц. impression — впечатление). Выставка не имела успеха. За четыре месяца ее посетили не более 300 зрителей. Да и те отзывались насмешливо. Однажды между Моне и одним из таких ценителей чуть не возникла драка. Полный провал должен был обрубить крылья тем, кто взлетел так высоко и оторвался от старого искусства. После того, как возлюбленная Клода Камилла Донсьё сообщила ему о будущем ребенке, перед художником вплотную встал вопрос выбора. Он мог отказаться от любимой и жениться на богатой невесте, которую предлагал отец. Ее наследство помогло бы поправить дела. Мог отказаться и от своей манеры писать, стать востребованным и богатым художником. Но Моне выбрал любовь и бедность. А главное — свободу жить так, как велит ему сердце. Он женится на Камилле и продолжает писать свои размазанные нечеткие пейзажи. И чувствует, что в этой погоне за светом, который ему хотелось запечатлеть на полотне, заключается смысл всей его жизни. Тяжелый путь отца семейства, которому приходится перебиваться и лавировать меж кредиторов и долгов, был счастливым временем самых больших творческих озарений Клода Моне. К его кружку постепенно примыкают и другие художники: Эдуард Мане, Поль Сезанн, Эдгар Дега. Картины Клода Моне становятся глубже и аналитичнее — «Пруд в Монжероне», «Вокзал Сен-Лазар», «Руанский собор в полдень», «Здание парламента», «Мост Ватерлоо» и др. Благодаря влиятельному французскому торговцу Полю Дюран-Рюэлю, поверившему в гениальность художника, картины Моне начинают продаваться и получать известность. И все же до благополучия было еще далеко. Камилла, сломленная постоянным бедственным положением семьи с двумя детьми, тяжело заболела и умерла. Горячо любивший ее Оскар, переживает не самые лучшие времена. Единственное, что помогает ему выжить, – все тот же свет, который он пытается поймать. «Каждый обсуждает мое искусство и делает вид, что понимает, как если бы это было необходимо, когда нужно просто любить», — в отчаянии говорил Моне. В конечном итоге упорство и любовь позволили ему достичь того, к чему он стремился — творить так, как подсказывает душа. Через несколько лет он сошелся с женщиной, ухаживавшей за его детьми, искренне полюбил ее и женился, приняв и четверых детей Алисы Гошеде. Они купили дом в Живерни и зажили большой дружной семьей. Тут Оскар сам устроил пруд с кувшинками и сад, где свободно бродил свет. «Мой сад — мой самый красивый шедевр», — признавался он. Теперь он мог ловить игру света с утра до вечера, запечатлевая все волшебные метаморфозы природы. Клод Моне дожил до 86 лет. Умер в кругу любящей его семьи богатым и знаменитым художником. Он рисовал до конца дней и даже после операции на глазах все гонялся за своим ускользающим светом. Поймал ли он его? Сам Моне в этом постоянно сомневался. Но его потомки с уверенностью могут сказать, что это ему удалось!
Источник: hram-sveta.ru

astro-story