Живин день и его обличья

Как знаменито, в Западной Европе существует понятие Вальпургиева ночь, когда колдуньи, по суеверию, слетаются на шабаш.
Происходит это в ночь с 30 апреля на 1 мая. Интересно, что приблизительно в то же время античные славяне отмечали Живин день. Праздник тоже не обходился без волшебной сочиняющей, но все таки был далек от неясного евро аналога.
Жизнь дающая
Праздник был посвящен Живе(либо Живице)- богине рождения и плодородия, дающей жизнь всем творениям. Ее почитали на сороковой день от заката Божича-Коляды и Рождества Ярилы. Иногда богиню звали Ярилица. Такое имя Жива получила за то, что имела власть пробуждать бешеную силу жизни во всем, что имеет душу. Она также являлась дочерью и одной из ипостасей богини-матери Лады, «отвечающей» за здоровье и исцеление всего сущего. Считалось, что, когда Жива покидает какую-то душу, ее место занимает богиня Мара, и в тело прибывает смерть…
Символом Живы-Живицы являлась кукушка. И в наши дни, услышав кукование данной птицы, мы иногда спрашиваем: «Кукушка, кукушка, сколько лет мне жить?» И не задумываемся при всем этом, что невольно повторяем старинный ритуал. Ведь славяне считали, что конкретно кукушка измеряет время жизни жителя нашей планеты в Яви – так звался физический мир, в отличие от Нави – мира потустороннего.
Обычаи Живина дня
Живу торжествовали сначала мая, когда появлялись 1-ые ростки. Чествования богини устраивали, традиционно, у засеянного поля. Наши прородители в сей день всячески умилостивляли богов, прося у их обеспеченный сбор и здоровое потомство. К вечеру разводили обрядовые костры по берегам рек и совершали старый арийский обычай — омовение в реке. Считалось, что весенняя прохладная вода очищает от скверны.
Женщины устраивали обрядовую пляску с метлами вокруг костра, символически очищая место от нечистой силы. Таким образом они прославляли богиню, которая возрождала природу, высылая на землю весну. Все скакали через огонь, очищаясь от наваждений(сил Нави)опосля длинной зимы. Существовали у Живина дня и свои приметы: «Кто прыгнет высоко, у того погибель далеко». Вокруг костра затевались радостные игрища и велись хороводы.
Коло яри светом зарим Мару борем,
благодарим Ярило,
Ярило, яви свою силу! – напевали наши прородители.
Проводились ритуалы на приобретение силы, богатства, любви, на очищение и т.п. Считалось, что сны, которые снятся в эту ночь, постоянно являются вещими.
Также разыгрывались представления, персонажи которых странствовали в мир Нави и ворачивались в Явь. Эти празднества подсказывали архаичные встречи весны на исконной земле ариев, которые сейчас теоретически числятся предками славян — в Приполярье. Тогда нездоровых везли на санях, чтоб они могли исцелиться под лечебными лучами солнца. С рек сходил лед, и в их возникало много рыбы, ворачивались мигрировавшие в наиболее теплые края звери. Жизнь и Солнце одолевали погибель. Этот культ просуществовал около 10 000 лет и, преобразившись, стал Живиным деньком у славян.
С пришествием утра собравшиеся начинали угощаться печеньем, сделанным в виде жаворонков. Кроме того, принято было отпускать в сей день на волю живых птиц, выкликая:
Жаворонушки, летите!
Нам зима-то надоела, много хлебушка поела!
Вы летите и несите Весну красноватую, лето жаркое!
Языческий и христианский
Впрочем, в отличие от Вальпургиевой ночи, во множистве славянских земель Живин день справляли на один день позднее – традиционно 2 мая. Об этом исследователи узнали, выучив нечаянно сохранившийся старый сосуд, покрытый замысловатыми рисунками. Как выяснилось, это был 1-ый дошедший до нас славянский календарь.
В те отдаленные времена сроки вызревания главных зерновых культур у старых славян — яровой пшеницы и ячменя – приходились как разов на конец апреля либо начало мая. На старом календаре в форме сосуда счет следует от 2 мая.
Как знаменито, почти все христианские празднички заменили собой языческие, приходившиеся на те же даты. Так случилось и с Живиным деньком. Оказалось, что 2 мая по ветхому стилю(по новенькому это 15 мая)отмечали день поминовения российских святых Бориса и Глеба. И в данном случае это не обычное совпадение. Ведь день 2 мая не связан с деньком погибели ни 1-го из братьев: он был установлен в столетнюю годовщину их погибели в 1115 году, когда убитые в усобицах князья были теснее канонизированы. Мощи тогда празднично перенесли в новопостроенный каменный храм. Собственно, день перенесения мощей и стал первым русским церковным праздничком.
В последующем с именами Бориса и Глеба оказалось соединено много присказок, суеверий и воспримет, носящих «аграрный» нрав. Так, разговаривают, что ежели на Бориса и Глеба звучно напевают соловьи – ожидай прыткого пришествия лета.
В украинском фольклоре существует старая земледельческая приднепровская легенда о происхождении так именуемых «Змиевых валов». Борис и Глеб стают в ней сказочными силачами, одолевающими дракона(Змия). Побежденного Змия братья впрягают в плуг и пропахивают на нем стоверстные борозды – «Змиевы валы», сохранившиеся около Киева и Перяславля по сей день. В легенде просто угадывается архаичная языческая база. В выгоду этого разговаривает и то, что на старых изображениях Бориса и Глеба изображали постоянно совместно с эмблемой юного ростка. В церковном календаре их именуют Сеятелями: в сей день начинали сажать огурцы и тыквы, продолжали сеять хлеб.
В тех регионах, где праздничек выпадал на 1 мая, день Живы заменило чествование Параскевы Пятницы: святая эта по своим атрибутам и функциям сильно подсказывает языческую богиню судьбы Макошь.
Обличья изменялись, но традиция торжествовать 1-ые майские дни сохранилась и сейчас. В России нынче Первомай зовется Днем Труда. Но почему бы не вспомнить античные традиции не воздать подабающее богине Живе?
Оцените статью:
Вы будете первой! 
Источник: MyJane.ru
Как знаменито, в Западной Европе существует понятие Вальпургиева ночь, когда колдуньи, по суеверию, слетаются на шабаш. Происходит это в ночь с 30 апреля на 1 мая. Интересно, что приблизительно в то же время античные славяне отмечали Живин день. Праздник тоже не обходился без волшебной сочиняющей, но все таки был далек от неясного евро аналога. Жизнь дающая Праздник был посвящен Живе(либо Живице)- богине рождения и плодородия, дающей жизнь всем творениям. Ее почитали на сороковой день от заката Божича-Коляды и Рождества Ярилы. Иногда богиню звали Ярилица. Такое имя Жива получила за то, что имела власть пробуждать бешеную силу жизни во всем, что имеет душу. Она также являлась дочерью и одной из ипостасей богини-матери Лады, «отвечающей» за здоровье и исцеление всего сущего. Считалось, что, когда Жива покидает какую-то душу, ее место занимает богиня Мара, и в тело прибывает смерть… Символом Живы-Живицы являлась кукушка. И в наши дни, услышав кукование данной птицы, мы иногда спрашиваем: «Кукушка, кукушка, сколько лет мне жить?» И не задумываемся при всем этом, что невольно повторяем старинный ритуал. Ведь славяне считали, что конкретно кукушка измеряет время жизни жителя нашей планеты в Яви – так звался физический мир, в отличие от Нави – мира потустороннего. Обычаи Живина дня Живу торжествовали сначала мая, когда появлялись 1-ые ростки. Чествования богини устраивали, традиционно, у засеянного поля. Наши прородители в сей день всячески умилостивляли богов, прося у их обеспеченный сбор и здоровое потомство. К вечеру разводили обрядовые костры по берегам рек и совершали старый арийский обычай — омовение в реке. Считалось, что весенняя прохладная вода очищает от скверны. Женщины устраивали обрядовую пляску с метлами вокруг костра, символически очищая место от нечистой силы. Таким образом они прославляли богиню, которая возрождала природу, высылая на землю весну. Все скакали через огонь, очищаясь от наваждений(сил Нави)опосля длинной зимы. Существовали у Живина дня и свои приметы: «Кто прыгнет высоко, у того погибель далеко». Вокруг костра затевались радостные игрища и велись хороводы. Коло яри светом зарим Мару борем, благодарим Ярило, Ярило, яви свою силу! – напевали наши прородители. Проводились ритуалы на приобретение силы, богатства, любви, на очищение и т.п. Считалось, что сны, которые снятся в эту ночь, постоянно являются вещими. Также разыгрывались представления, персонажи которых странствовали в мир Нави и ворачивались в Явь. Эти празднества подсказывали архаичные встречи весны на исконной земле ариев, которые сейчас теоретически числятся предками славян — в Приполярье. Тогда нездоровых везли на санях, чтоб они могли исцелиться под лечебными лучами солнца. С рек сходил лед, и в их возникало много рыбы, ворачивались мигрировавшие в наиболее теплые края звери. Жизнь и Солнце одолевали погибель. Этот культ просуществовал около 10 000 лет и, преобразившись, стал Живиным деньком у славян. С пришествием утра собравшиеся начинали угощаться печеньем, сделанным в виде жаворонков. Кроме того, принято было отпускать в сей день на волю живых птиц, выкликая: Жаворонушки, летите! Нам зима-то надоела, много хлебушка поела! Вы летите и несите Весну красноватую, лето жаркое! Языческий и христианский Впрочем, в отличие от Вальпургиевой ночи, во множистве славянских земель Живин день справляли на один день позднее – традиционно 2 мая. Об этом исследователи узнали, выучив нечаянно сохранившийся старый сосуд, покрытый замысловатыми рисунками. Как выяснилось, это был 1-ый дошедший до нас славянский календарь. В те отдаленные времена сроки вызревания главных зерновых культур у старых славян — яровой пшеницы и ячменя – приходились как разов на конец апреля либо начало мая. На старом календаре в форме сосуда счет следует от 2 мая. Как знаменито, почти все христианские празднички заменили собой языческие, приходившиеся на те же даты. Так случилось и с Живиным деньком. Оказалось, что 2 мая по ветхому стилю(по новенькому это 15 мая)отмечали день поминовения российских святых Бориса и Глеба. И в данном случае это не обычное совпадение. Ведь день 2 мая не связан с деньком погибели ни 1-го из братьев: он был установлен в столетнюю годовщину их погибели в 1115 году, когда убитые в усобицах князья были теснее канонизированы. Мощи тогда празднично перенесли в новопостроенный каменный храм. Собственно, день перенесения мощей и стал первым русским церковным праздничком. В последующем с именами Бориса и Глеба оказалось соединено много присказок, суеверий и воспримет, носящих «аграрный» нрав. Так, разговаривают, что ежели на Бориса и Глеба звучно напевают соловьи – ожидай прыткого пришествия лета. В украинском фольклоре существует старая земледельческая приднепровская легенда о происхождении так именуемых «Змиевых валов». Борис и Глеб стают в ней сказочными силачами, одолевающими дракона(Змия). Побежденного Змия братья впрягают в плуг и пропахивают на нем стоверстные борозды – «Змиевы валы», сохранившиеся около Киева и Перяславля по сей день. В легенде просто угадывается архаичная языческая база. В выгоду этого разговаривает и то, что на старых изображениях Бориса и Глеба изображали постоянно совместно с эмблемой юного ростка. В церковном календаре их именуют Сеятелями: в сей день начинали сажать огурцы и тыквы, продолжали сеять хлеб. В тех регионах, где праздничек выпадал на 1 мая, день Живы заменило чествование Параскевы Пятницы: святая эта по своим атрибутам и функциям сильно подсказывает языческую богиню судьбы Макошь. Обличья изменялись, но традиция торжествовать 1-ые майские дни сохранилась и сейчас. В России нынче Первомай зовется Днем Труда. Но почему бы не вспомнить античные традиции не воздать подабающее богине Живе? Оцените статью: Вы будете первой! Источник: MyJane.ru
Источник: hram-sveta.ru

astro-story