Гаятри мантра перевод и значение

Никакой духовный прогресс не возможен без очищения ума и развития в человеке принципа буддхи, основной функцией которого является различение между истинным и неистинным. Буддхи — это способность более высокого по сравнению с интеллектом уровня, которая в европейской терминологии называется интуицией (досл. ‘прямое познание’). Чтобы интеллектуальные знания могли стать знаниями истинными, они должны быть озарены светом буддхи. Развитие или, точнее, раскрытие в себе буддхи является отправной точкой сознательной духовной практики. Такую роль выполняет в индуизме Гаятри Мантра.

Текст этой мантры гласит:

ОМ БХУР БХУВАх СВАХа
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БхАРГО ДЕВАСЬЯ ДхИиМАХИ
ДХИЙО ЙО НАх ПРАЧОДАЯаТ
  Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yonah Prachodayaat

Ом! Благо Земному, Тонкому и Небесному Мирам! На лучезарный Свет Савитара (олицетворяющий божественную Славу Ишвары) медитируем! Да озарит Он наш разум!

Слово гаятри* употребляется в индуистских писаниях в трёх различных смыслах. Прежде всего, этим словом обозначается хорошо известная мантра, повторение которой является обязательной частью повседневной религиозной практики всех правоверных индуистов. Второе — это стихотворный размер, в котором написана эта мантра, и третье — богиня, олицетворяющая силу этой мантры.

(* Гаятри’ — именно такое ударение (т.е. на последнем слоге) даёт в своём «Санскритско-Английском» словаре один из наиболее авторитетных и известных в мире санскритологов Моньер-Вилльямс.)

Назначение Гаятри Мантры

Слово ‘гаятри’ (жен.р. с ударением на последнем слоге) буквально означает «то, воспеванием чего достигается спасение» (где ‘га’ — ‘воспевать’, ‘три’ — ‘спасать’). Другой вариант слова ‘гаятра’ (муж. и ср. р.), как поясняет Саи Баба, этимологически расшифровывается как «то, что защищает индивидуальные души» (где ‘гая’ — ‘индивидуальные души — дживы’, ‘тра’ — ‘защищать’). Таким образом, уже само значение слова указывает на высшую цель духовной практики — спасение или освобождение, а также на высшую силу мантры, способную покровительствовать тому, кто её практикует.

Основное назначение Гаятри Мантры, в которой садхака обращается к Богу как лучезарному Свету Высшего Сознания со словами «Да озарит Он наш разум!», где слово ‘разум’ означает ‘буддхи’, как раз и состоит в том, чтобы раскрыть в человеке этот высший принцип. Важно также то, что практика Гаятри Мантры обеспечивает постепенное и прогрессивное раскрытие сознания. Именно поэтому древние риши сделали Гаятри Мантру обязательной частью ежедневной религиозной практики индуистов.

Первейшей задачей ставшего на духовный путь человека, стремящегося к постижению своей истинной природы, является не достижение освобождения (ибо это труд не одной жизни), а устранение своего невежества, заключающегося в иллюзорном видении мира. Для этого необходимо очищение и реорганизация всех низших проводников сознания, с тем чтобы стремящийся к истине мог иметь более тонкие инструменты для работы на высоких духовных планах. Это и есть свет буддхи, пробуждению которого способствует практика Гаятри Мантры. Если человек, упорно практикуя Гаятри-джапу, искренне стремится к Свету, который может прийти только изнутри, в его ауре, как пишет один из наиболее глубоких исследователей Гаятри Мантры профессор И.К.Таймни (См. I.K.Taimni. Gayatri: the daily religious practice of the Hindus. Adyar: Madras, 1974.), создаётся особое напряжение, которое открывает канал для нисхождения в его сознание Божественной силы высших планов.

Познание Бога может осуществляться на трёх уровнях: на уровне ума (манас) или интеллекта; на уровне интуиции (буддхи) или духовного восприятия и на уровне Реальности, непосредственно — через слияние своего Высшего Я (Атма) с сознанием Бога. Гаятри Мантра способна дать такое познание на всех этих трёх уровнях.

Значимость Гаятри Мантры

Гаятри Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Эта универсальная мантра-молитва упоминается во всех четырех Ведах, а также в тантрах (Тантры — один из типов священных писаний индуизма. Тантры считаются эзотерической частью Вед — Ведами Кали-Юги. В Тантрах наиболее глубоко разработана наука о мантрах — мантра-шастра. Слово ‘шастра’ означает ‘трактат’.). С самой высшей похвалой о ней отзываются великие мудрецы и риши. Как говорит Шри Сатья Саи Баба, она предназначена для всех людей без исключения, независимо от их касты, вероисповедания, места жительства и уровня развития. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и поэтому её, поистине, называют Матерью Вед. Так же как сущность учения Вед содержится в упанишадах (философских частях Вед), сущность Упанишад заключена в Гаятри Мантре. Каждая из четырех Вед утверждает одну основную истину: Праджнанам Брахма (Сознание есть Брахман) — Риг Веда; Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман) — Яджур Веда; Тат Твам Аси (Ты есть То) — Сама Веда; Айям Атма Брахма (Этот Атман есть Брахман) — Атхарва Веда. При соединении этих четырёх истин появляется Гаятри. Утверждается, что если её произносить регулярно, то эффект от неё будет таким же благотворным, как от произнесения самих Вед.

Огромная значимость Гаятри Мантры отражается в одном из самых важных обрядов индуизма — «упанаяне». Упанаяна — это обряд «посвящения» мальчиков, когда их приводили на период ученичества в дом учителя (гуру). Одним из элементов этого обряда является посвящение в Гаятри Мантру. После этого посвящённый становится «дваждырождённым». Получение от гуру Гаятри Мантры, как один из наиболее важных элементов этого обряда, символизирует вступление человека на путь сознательной духовной эволюции, то есть его «второе» — духовное рождение.

Точно также как процесс нисхождения в материю начинается с разделения Единства на множество словами Бога «Эко ‘хам Баху Сьям» — ‘Я Един. Да стану Многим!’, процесс соединения с Богом начинается словами «Бхарго Дэвасья Дхимахи» — ‘Мы медитируем на Божественный Свет!’

Риши и размер мантры

Обычно чтение важных ведических мантр предваряется произнесением вспомогательных — винийога-мантр, в которых указывается риши, размер, божество и цель, с которой эта мантра произносится.

В винийога-мантре, относящейся к Гаятри, сообщается, что Риши основной части Гаятри Мантры является Вишвамитра. Некоторые отождествляют его с известным мудрецом, упоминаемом в пуранах (мифологических текстах индуизма). Однако, как полагает профессор Таймни, это не соответствует высокому назначению Гаятри Мантры, которая считается Матерью Вед. ‘Вишвамитра’ — это одно из имён творца вселенной, Брамы, и именно он является Риши этой мантры.

Основная часть Гаятри Мантры написана размером, который имеет одноимённое ей название — гаятри. Она состоит из двадцати четырёх слогов, организованных в три строки по восемь слогов в каждой. Этот размер считается древним и священным.

О цели или назначении мантры уже было сказано выше. Что касается Дэваты Гаятри Мантры, то в винийога-мантре сказано, что им является Савитар.

Савитар или Ишвара нашей вселенной

Другое название этой мантры ‘Савита Гаятри’ или ‘Савитри’ (с ударением на последнем слоге). Здесь опять-таки происходит некоторая путаница. Сочетание ‘Савита Гаятри’ буквально означает ‘Гаятри Савитара’, где слово ‘Савита’ (муж. рода) может интерпретироваться как ‘Дэвата которой — Савитар’. Синонимом этого слова является другая его форма — слово ‘Савитри’ (звучащее скорее как Савитр-р-р; оно также муж. рода с т.н. слоговым ‘р’ на конце, имеющим огласовку похожую на короткое ‘и’), которое путают со словом Савитри`, обозначающем мантру. Это слово (жен. рода) имеет на конце долгое и ударное ‘и’ и опять-таки является просто другим именем богини Гаятри.

В мантре говорится «На божественный Свет Савитара медитируем». Савитар — это Божество Солнца в его высшем аспекте. Свет Солнца или Савитара (а не сам Савитар) это есть его Сила, то есть богиня Савитри или Гаятри. Поэтому мантра обращена одновременно и к Савитри (богине Гаятри) и к Савитару — Дэвате или главенствующему божеству мантры.

От рассвета и до заката солнце называется Сурья. Предрассветное же солнце, являющее собой символ оживляющей или животворящей силы, называется Савитар. Так же как в основе проявленного Света солнца лежит «оживляющая сила» предрассветного солнца, делающая возможным его проявление, так и основой существования Сурьи является Савитар. Последний является Высшей Духовной Сущностью нашей вселенной — Богом или (в терминологии индуизма) Ишварой.


астролог
Нас консультирует известный в Москве астропсихолог Юлия!
Обращение позволит вам получить консультацию, натальную карту, космограмму, дизайн человека, психопортрет а так же гадание таро. Астропсихолог – Юлия поможет вам разобраться в финансовых проблемах, подтянуть свой семейный уровень. Найти любовь, решить разногласия с близкими. Покажет ваши скрытые таланты, направит вашу карьеру в нужное русло и расскажет вашу судьбу.
Получи консультацию прямо сейчас, пиши на почту [email protected]
Или в телеграм @astrologslunoyvDeve
Если у вас возникли вопросы по какой-то из статей или вы желаете консультации настоящего специалиста - пишите Юлии.


В мантре он олицетворяет собой самого Брахмана. Как говорит Шри Сатья Саи Баба: «Имманентное и трансцендентное Божество, называемое Савитар, что означает ‘то, из чего рождается всё’, … то есть Существо, к которому обращена Гаятри, — поистине, сам Брахман» (см. Дхарма Вахини).

Согласно индийской философии, существует только одна Высшая Реальность — Брахман (в европейской философской и религиозной традициях называемый соответственно — Абсолют или Бог). На непроявленном уровне эта Высшая Реальность (Ниргуна Брахман) являет собой недифференцированное единство Сознания и Силы. Когда эта Реальность начинает разворачиваться вовне (как Сагуна Брахман), происходит первичная дифференциация на Сознание и Силу, в тантрической (Наиболее глубоко теория творения разработана в индуистских священных писаниях — тантрах. Сущностная же природа Брахмана наиболее полно рассматривается в философии Адвайта Веданты.) терминологии называемые Шива и Шакти. Далее Шакти разделяется на бесчисленные силы, соответствующие множеству функций, которые должны осуществляться в проявленной вселенной. Каждая сила соотносится с особой функцией сознания, определяющего основные процессы, происходящие во вселенной. Эти функции и силы, представляющие различные аспекты единого Высшего Бога — Брахмана, и есть дэваты или божества индуизма.

В великой Вселенной существует множество малых вселенных или солнечных систем. Верховным божеством, а точнее, Богом любой вселенной является Ишвара. Каждая солнечная система или брахманда является отдельной самодостаточной единицей Вселенной и управляется Ишварой в его трёх аспектах, называемых Брама, Вишну и Рудра, основной функцией которых является творение, поддержание и растворение. В его высшем аспекте Рудра называется Махешей или Махешварой. Как Рудра, так и Махеша отождествляется с Шивой, точнее, представляют его функции на проявленном уровне. Если Рудра на проявленном уровне выполняет функцию разрушения форм, то Махеша соответствует чистой функции сознания, лежащего в основе проявления любых форм. В этом аспекте он практически не отличен от Ишвары, основную функцию которого можно обозначить как ‘управление’.

«Внутри физического Солнца, — как пишет в своей книге «Гаятри» проф. И.К.Таймни (с. 88), — пронизывая всю солнечную систему, скрываются множество невидимых миров необычайного великолепия и силы, и все они являются выражением или телами Могущественного Существа, называемого Солнечным Логосом или Сурья Нараяной. Это существо — Бог или Ишвара нашей вселенной. Все формы сознания в нашей солнечной системе являются ограниченным выражением Его Сознания. Все силы — это производные Его Силы.»

Гаятри Дэви как Шакти Ишвары

С ведических времен Гаятри Мантра рассматривалась персонифицированно как Богиня Гаятри или Гаятри Дэви. Её символизм, по мнению проф. Таймни, таков же как и Триединства Брамы, Вишну и Махеши с единственным отличием, что это триединство женских ипостасей единого Бога. «Нет сомнения, — пишет он (там же, с. 23-24) — что эти три женские формы представляют собой силу, позволяющую садхаке достичь единения с сознанием этих трёх Божеств. Три формы Гаятри не имеют ничего общего с силами трёх Божеств, проявляемых в качестве их обычных функций в проявленной вселенной. Эти три силы или шакти, обычно называемые силами творения, сохранения и разрушения, олицетворяются богинями Сарасвати, Лакшми и Кали, которых именуют супругами или Шакти Брамы, Вишну и Рудры (Шивы). Так, если садхака желает получить знание или видью, он поклоняется Сарасвати; если он желает богатства и удачи в мирских делах, он почитает Лакшми; если же он просит помощи в несчастье, он взывает к Кали.

Однако, если он не желает ничего, что эти три Божества могут дать через их соответствующие Шакти, а желает (постичь) самого Ишвару, тогда он должен обращаться к Гаятри, поскольку она представляет собой силу, позволяющую достичь единения с Его Сознанием и тем самым — познать Его». Таким образом, Гаятри Дэви — это Шакти самого Ишвары. Отсюда она имеет такую силу!

Значение и символизм мантры

Гаятри Мантра, как и многие другие сакральные вещи, имеет богатый символизм и множество уровней интерпретации. Существует множество переводов Гаятри Мантры. На физическом уровне интерпретации под Савитаром понимается физическое солнце, которое представляется Божеством, а его свет и энергия также понимаются чисто в физическом смысле. Тогда слова мантры могут переводиться как «Лучезарное сияние Солнца созерцаем! Да дарует Оно нам истинное понимание!» или «Да направит Оно нас на путь истины!». На более высоком уровне интерпретации, когда под словом Савитар понимается Высшее Сознание или сам Бог (Ишвара), а под его Светом — его Сила, Величие и Слава, значение мантры может быть, например, таким: «На божественной Славе достойного высшего почитания Ишвары мы сосредотачиваем свои мысли! Да озарит Он наш разум!» или «Да дарует Он нам просветление!». Можно объединить оба эти смысла, дав их параллельно в более развёрнутой форме: «Мы медитируем на лучезарный Свет Солнца (олицетворяющий божественную Силу и Славу Савитара, который есть высшая цель всякого поклонения и сам Ишвара)! Да дарует Он нам просветление!» Слова ‘Бхур — Бхувах — Свах’ могут либо переводиться, например, как «Ом! Земля! Воздушное Пространство и Небо!» или: «Благо Земному, Тонкому и Божественному Мирам!», либо оставаться без перевода. Это — сакральные слова, о которых мы скажем ниже.

Существуют и более свободные переводы этой мантры. Так, например, Джон Вудрофф в своей книге «Введение в Тантра Шастру» в главе «Гаятри Мантра» даёт такой перевод: «Ом! Предадимся размышлению (медитации) на чудесной духовной природе Божественного Творца земной, воздушной и небесной сфер! Да направит он наши мысли к достижению дхармы, артхи, камы и мокши!», где последние слова (четыре цели земного существования человека) просто добавлены, хотя, в целом, это не противоречит смыслу. Есть и просто поэтические переводы, в которых главное не абсолютно точно передать значение слов, а при помощи красоты языка скорее выразить дух мантры. Вот один из них: «О Божественный Источник Света и энергии на земле! Из своих бесчисленных лучей даруй мне один, чтобы в жизни хотя бы на один миг засветить так ярко, как Ты!». В принципе, большинство переводов верны, так как в целом правильно отражают тот или иной аспект понимания основной идеи мантры. Степень проникновения в сущность мантры, конечно, зависит от духовного опыта, знаний и уровня развития того, кто пытается понять её смысл. Глубина значения и смысла Гаятри Мантры так же безгранична и неисчерпаема, как и тот Божественный Источник, выражением которого она является.

Эта мантра глубоко символична также и по своей структуре. Она может быть разделена на три, пять и девять частей. Как указывает Шри Сатья Саи Баба, первые 9 слов этой мантры представляют собой девятеричное описание Высшей Реальности.

1. ОМ — первородная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения; символ Брахмана, а также Ишвары;

2. БХУР — Бхур-лока; Земной план существования; соотносится с Земным Миром, плотной физической субстанцией и Брамой;

3. БХУВАХ — Бхувар-лока; Эфирный план существования; соотносится также с Тонким (астральным) Миром; эфирной и астральной материей, а также с Вишну;

4. СВАХ — Свар(га)-лока; Небесный план существования; соотносится также с Божественным (казуальным) Миром, субстанцией ментального и казуального планов, также Махешварой;

5. TAT — То (им. пад.); Высшая Реальность, невыразимая в словах, и поэтому обозначаемая просто указательным местоимением; Брахман, Абсолют; также — На Того (вин. пад.); может соотноситься как с Брахманом, так и с Ишварой;

6. САВИТУР — Савитара (род. пад. от Савитар); животворящая сила, скрытая за физической оболочкой Солнца, олицетворяющая Ишвару, который в свою очередь сам представляет Брахмана;

7. ВАРЕНЬЯМ — желанного; достойного всяческих устремлений и почитания (модальн. прилаг. или прич. долженств.);

8. БХАРГО — Сияние; Свет (божественного Сознания); Слава; может соотноситься с Шакти Шивы, а также Шакти Ишвары; то есть Гаятри Дэви;

9. ДЕВАСЬЯ — Божественный, лучезарный, дарующий Милость (род. пад. или прилаг. от Дэва).

Остальные слова, делящиеся на три группы, представляют вместе с девятью первыми словами 12 важнейших атрибутов мантры:

10. ДХИМАХИ — медитируем; созерцаем (глаг. в 3 л. мн. ч.);

11. ДХИЙО — Разум, буддхи, ум; ЙО — который, Он;

12. НАХ — наш; ПРАЧОДАЯТ — да направиstrongт (на путь истины); да озарит!; да дарует просветление! (субъюнктив).

I. ОМ БХУР БХУВАХ СВАХ!

Первая часть мантры состоит из священного слога ОМ или пранавы (от ‘пра’ + ‘ну’ — ‘вибрировать, издавать звук’) и трёх мистических слов-мантр, называемых махавьяхрити: БХУР — БХУВАХ — СВАХ. Последние произошли из пранавы и являются её дифференцированной формой. ОМ выражает отношение между индивидуальной дживатмой (Божественным Духом в человеке) и Параматмой (Божественным Духом во Вселенной) и является мантрой Ишвары. Также как произнесением священного звука ‘Ом’ была сотворена наша вселенная, так и произнесением трёх махавьяхрити были сотворены три низших мира или плана существования (физический, астральный и ментальный). Всё это сочетание в целом имеет сакральный характер, так как эти слова представляют биджа-мантры, управляющих ими божеств, соответственно: Ишвару, Агни, Вайю и Адитью, о чём и сказано в винийога-мантре. Это выражение из четырёх слов произносится каждым брахманом в начале молитвы и эквивалентно выражению приветствия и преклонения перед Высшей Реальностью. Произнося эти священные слова, читающий мантру, как бы мысленно соединяется с Творцом (Ом) и всем Творением (тремя мирами, в которых Душа проходит цикл воплощений) и преклоняется перед Ними.

II. ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ!

Во второй части, читающий мантру, помня о том, что высшей целью любых устремлений человека является Бог (Ишвара), концентрируется на Его безграничном Величии, Славе и Силе и ментально соединяется с Ним. При этом он представляет, как через Лучезарный Свет Солнца (через его Шакти) на него истекает Милость этого Высшего Существа.

Здесь важно обратить внимание на слово ‘дхимахи’, которое стоит во множественном числе — ‘медитируем’. Оно указывает на то, что садхака заботится не только о своём собственном благе и не преследует чисто эгоистические цели, а совершает практику как бы от имени всех живых существ. Это слово может переводиться двояко: как ‘да будем мы медитировать’ и как ‘мы медитируем’. В первом случае предложение имеет значение пожелания и становится молитвой. Во втором случае оно является утверждением и выражает решимость садхаки войти в контакт с Высшим Существом, что больше соответствует значению этой части, понимаемой в смысле медитации.

III. ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ!

Третья часть мантры представляет собственно молитву или просьбу-пожелание, в которой произносящий её просит Ишвару даровать ему просветление, пробудив его Божественную природу через озарение его разума (буддхи). Так же как и во второй части, в этом предложении слово ‘прачодаят’ имеет двоякую интерпретацию: как ‘Он (который) озаряет наш разум!’ и как ‘Да озарит Он наш разум!’ В силу сказанного выше (так как это больше соответствует духу молитвы) второй вариант является более приемлемым. Слово ‘дхийяс’ (по правилам слияния звуков изменённое в ‘дхийо’) здесь также стоит во множественном числе и, буквально означая ‘наши умы’, свидетельствует о том, что садхака молит Бога о милости не только для себя, а для всех людей.

Кстати говоря, как эта Главная мантра-молитва индуизма, так и другая ежедневно повторяемая молитва о всеобщем счастье; «Сарве Джана Сукхино Бхаванту! Лока Самаста Сукхино Бхаванту!», которая означает «Да будут счастливы все существа во всех мирах!» (наряду с вегетарианством и истинной веротерпимостью) характеризуют индуизм как высоко альтруистичную мировую религию. О том, что это высшая религия, включающая в себя все остальные, говорит Шри Сатья Саи Баба (см. Сатья Саи Вахини).

Символизм троичности и триединства мантры прослеживается на нескольких уровнях. Состоящий из трёх звуков (А-У-М) священный слог ОМ, три махавьяхрити и три части мантры соотносятся как между собой, так и с другими священными триадами: индуистской Троицей (Брама, Вишну, Шива-Махешвара), тремя Гунами (саттва, раджас, тамас), тремя периодами времени (прошедшее, настоящее, будущее), тремя фазами Пранаямы (вдох, задержка, выдох), тремя состояниями сознания (джаграт, свапна, сушупти), тремя Телами (стхула-, сукшма- и карана-шарира), тремя аспектами Шастр (тантрой, мантрой и янтрой), тремя священными Огнями (гархапатья, дакшина, ахавания) и т.п.

Во многих случаях троичность, господствующая на проявленном уровне Творения, предполагает и указывает на четвёртый, более сущностный, непроявленный аспект (мука — неслышимый звук безмолвия как продолжение звучания ОМ; Ишвара, объединяющий индуистскую Троицу; турия — четвертое состояние сознания, превосходящее все остальные и т.д.; здесь же и сама Гаятри как четвёртая — синтезирующая сила трёх Шакти).

Еще один очень важный аспект триединства, с которым связана Гаятри, — это три сандхьи, т.е. три переходных промежутка времени суток (рассвет, полдень, закат), символизирующие переходные состояния.

Утренняя сандхья соотносится с одной стороны с основным именем богини — Гаятри, а с другой — с Шакти Брамы (Брахмани), а также с Риг Ведой. Полуденная сандхья соотносится с именем Савитри и с Шакти Вишну (Вайшнави), а также с Яджур Ведой. Вечерняя сандхья соотносится с именем Сарасвати и с Шакти Рудры (Рудрани), а также с Сама Ведой. Причём, эти три сандхьи в силу сущностной природы Гаятри сами символизируют четвёртое — переходное состояние. Переходные состояния (между сном и бодрствованием, жизнью и смертью, промежуток между двумя мыслями, момент смены действия энергий — таттв и др.) являются очень важными для духовной практики. Это то, видимое ничто из которого рождается всё. Не случайно, Саи Баба советует медитировать на состоянии между сном и бодрствованием. Познание природы этих состояний равносильно познанию природы Брахмана. Гаятри Мантра управляет этими переходными состояниями и именно поэтому способна привести к просветлению, то есть переходу от невежества к полному знанию.

Произнесение Гаятри мантры.

Ниже текст Гаятри Мантры с обозначениями интонации и ударений . В пояснении указывается, что обозначают те или иные знаки, а также как следует произносить некоторые звуки. Следует отметить, что приводимые обозначения не соответствуют полностью точным правилам передачи санскритских слов, а приводятся здесь для удобства понимания тех, кто говорит на русском языке:

Произнесение по версии Саи Бабы:

Произнесение в классических ведических гимнах:

Пояснения:

1. Горизонтальная черта перед началом строки обозначает основной тон.

2. Фигурная скобка, остриё которой также указывает на уровень основного тона, маркирует паузу.

3. Сдвиг строки по вертикали равен двум полутонам (или одному тону), что показано в ключе: , где «0» — основной тон, «2» вверху и внизу указывает на смещение тона соответствующей строки на 2 полутона вверх или вниз.

4. Черта над буквой (У, И) обозначает долготу гласного; Звуки «Э/Е » и «О» всегда долгие, хотя их долгота обычно не обозначается. Звук «Э/Е» похож на английское ‘е’ и произносится как нечто среднее между русским ‘е’ и ‘э’, ближе к последнему.

5. Маленькая «х», в сочетаниях Бх, Дх обозначает придыхательное «х», которое звучит очень слабо.

6. Маленькое «с» в слове ‘Бхувас» указывает на то, что это ассимилированный звук «X» (с точкой внизу). Маленькие «у» и «ф» указывают, соответственно на огласовку и призвук предыдущего звука.

7. «X» с точкой под буквой, т.н. висарга, произносится, как украинское «г» или грубое русское «г», как в слове «ага».

8. «Н» с точкой под буквой, т.н. церебральное «н» (как и другие церебральные: т, тх, д, дх) произносится путем завёртывания кончика языка назад, и язык нижней стороной касается нёба.

9. «М» с точкой под буквой — носовой призвук «м». Похож на английское носовое ‘n’ в сочетаниях с ‘ng’; звучит протяжённо в нос, как нечто среднее между ‘м’ и ‘н’.

Перед тем, как начинать практику джапы, необходимо сначала выучить наизусть мантру (с правильной интонацией и произношением), уяснить смысл каждого в ней слова, а также её значение в целом.

, Буддизмом или другими практиками, рано или поздно вы придете к тому, что все проблемы со здоровьем, энергетикой, судьбой, кармой, взаимоотношениями и т.д. имеют свои корни сразу на нескольких уровнях, — физическом, психологическом и ментальном. Многие практики, упражнения и медицина помогают лишь на время, т.к. не работают с причинами дисбаланса, неприятностей, слабого здоровья. Есть техника, работающая не только с первопричинами и корнями всех проблем, но и осуществляющая эту работу на всех уровнях. Подробнее о технике вы можете прочитать

.

Гаятри мантра — это прекрасный инструмент, который дает возможность расти духовно. При ежедневной практике можно получить желаемый результат, зарядиться жизненной силой и притянуть в жизнь необходимые потоки. Об получении необходимой квалификации в конце статьи.

Некоторые люди даже не догадываются, что такое мощное оружие, как мантра, может изменить их жизнь. Одна из самых популярных молитв, которая наверное известно очень многим — это Харе Кришна. Если же говорить о Гаятри мантре, это действительно универсальный инструмент, и она ежедневно используется всеми практиками.

С древних времен люди были убеждены в том, что записана она на ведах и увидела свет благодаря мудрому Вишвамитре. Это сын Брахмы, прародителя Вселенной, и считается, что он один из наиболее значимых персонажей Вед. Используя подобные песни, человек может обратиться к солнечной энергии. Каждый народ имеет свои славословия и молитвы (например, у славян были свои молитвы — агмы).

Индусы же убеждены, что мантры немного отличаются и от одних, и от других. Люди считают, что именно Гаятри мантра дает возможность очиститься от плохих мыслей, ненужной информации, защититься от негативного воздействия окружающих, обнулить карму. Если верить легенде, то при ежедневных практиках можно даже выйти из колеса Сансары.

Это цикл постоянного перерождения. При выходе из этого цикла можно попасть в новый мир. Особенность подобного перехода заключается в том, что все предыдущие жизни не забываются, и накопленный опыт, мудрость остается с человеком. Различные духовные наставники были убеждены в том, что именно Гаятри мантра — самая сильная.

Поется она тогда, когда это необходимо человеку. В некоторых случаях перед едой, другие предпочитают во время водных процедур. Во время пения очищается не только человек, но и пространство вокруг него, пища, одежда и так далее. Читается мантра 108 раз. Практики убеждены в том, что в процессе пения можно приблизиться к богине Гаятри. Она является супругой Бога Брахмы.

Для брахманов ранее это была обязательная мантра. Что интересно, представителям других каст использовать ее было запрещено. Лишь спустя долгое время ее разрешили применять всем. Конечно, ранее представительницам женского пола также было запрещено ее использовать.

Читается мантра на санскрите. Так выглядят слова на санскрите:

ॐ भूर्भुवः स्वः ।
तत् सवितुर्वरेण्यं ।
भर्गो देवस्य धीमहि ।
धियो यो नः प्रचोदयात् ॥

На латинице:

Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yo nah Prachodayaat

На русском языке:

ОМ БХУР БХУВАХ СВАХА
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ
ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

Как известно, санскрит — это весьма специфический язык, именно поэтому существует весьма много переводов. Для того, чтобы больше разобраться с тем, что такое Гаятри мантра, необходимо больше разобраться со значениями каждого слова.

  • ОМ — это знакомо каждому. Такое слово символизируют 7 чакру. Всегда используется первым либо завершающим. Считается символом безграничной мудрости.
  • БХУР, БХУВА, СУВАХА — это три вида всего созданного: физическое, астральное, небесное.
  • ТАТ — божественная сила, к которой человек обращается.
  • САВИТУР — Всевышний.
  • БХАРГО — чистый свет.
  • ВАРЕНЬЯМ ДЭВАСЬЯ — божество.
  • ДХИМАЗИ — медитация, неразрывная связь со Всевышним.
  • ДХИЙО — разум.
  • ОЙ — который.
  • НАХ — наш.
  • ПРАЧОДАЯТ — просветит.

Литературный перевод:

О, Всевышний, Создатель Вселенной, Дающий жизнь, Устраняющий боль и страдания и Дарующий счастье! Ты есть высший Свет, разрушающий грехи. Мы медитируем на Тебя, чтобы Ты вдохновлял, просветлял и вел наш ум в правильном направлении!

Знаете ли вы, кто из всех божеств считается аватаром Вишну? Как раз благодаря нему все смертные узнали о том, что такое Аюрведа. На протяжении многих веков были сформированы разнообразные ритуалы и песни, которые позволяют общаться с ним. Это Дханвантари. Главная молитва, благодаря которой можно обратиться к нему, весьма короткая и звучит так:

ОМ НАМО БХАГАВАТЕ ДХАНВАНТАРАЙЕ СВАХА

На русском языке звучит она так:

Ом. Почтение божественному Дханвантари.

Эту мантру сейчас вы можете слушать онлайн бесплатно на санскрите либо на родном языке. Ранее считалось, что больше всего она подходит для тех, кто занимается врачеванием, лекарям. Тем, кто использует молитву, открывается больше, чем другим.

Такой человек способен разобраться в причинах заболевания, ускорить выздоровление, усилить эффект от лекарств (однако это касается только тех, что состоят из натуральных элементов).

Некоторые люди до сих пор убеждены, что достаточно всего лишь 20 раз повторить над обычной питьевой водой эту мантру для того, чтобы она превратилась в универсальное зелье, способное помочь от любого недуга. Вокруг этой молитвы очень много мифов и легенд.

По одной из них те, кто усерден и читает ее столько раз, сколько нужно в день (108), могут даже лечить простым касанием. Кроме этого, практики убеждены в том, что используя мантры, можно вылечить от порчи и защищаться от нее. Звучит молитва так:

АУМ ШАНКХАМ ЧАКРАМ ДЖАЛАУКАМ
ДАДХАД АМРИТА ГХАТАМ ЧАРУ ДОРБИШ ЧАТУРБХИХ
СУКШМА СВАЧЧХАТИХРИДАЯМШУКА ПАРИВИЛАСАН МАУЛИМ АМБХОДЖА НЕТРАМ
КАЛАМ БХОДОДЖДЖВАЛАНГАМ КАТИ ТАТА ВИЛАСАЧ ЧАРУ ПИТАМБАРАДЙАМ
ВАНДЕ ДХАНВАНТАРИМ ТАМ НИКХИЛА ГАДА ВАНА ПРАУДХА ДАВАГНИ ЛИЛAM

Литературный перевод:

Приветствие Дханвантари, который в своих четырех руках держит раковину, чакру, пиявку и сосуд с амритой; в чьем сердце сияет тончайший, чистый, благостный свет. Этот свет сияет и вокруг его головы, а также вокруг лотосных глаз; который одной своей игрой разрушает все болезни, подобно большому лесному пожару.

Если вы решили практиковать Гаятри мантру, помните о том, что ваше соединение с божественным светом должно происходить наедине. Читать волшебные слова желательно в одиночестве, чтобы ни в комнате, ни в квартире на этот момент никого не было. Очень важно, чтобы никто не мог вам помешать.

В таком случае, если вас будут постоянно дергать, сбивать, вы не сможете настроиться на нужную волну. Также нежелательно, чтобы животные беспокоили вас в моменты соединения с высшими силами, это тоже не даст вам сосредоточиться. Вы можете читать Гаятри мантру на санскрите, на русском языке, как вам удобно.

Гораздо больше значимо то, что вы вкладываете в эти слова, насколько чисты душой, насколько готовы идти на контакт с божественным и прекрасным. Советует петь мантры на рассвете и на закате. Конечно, если вам нужно, обратиться к божественному свету, вы можете сделать это в любое время.

Если вы только начинаете подобную практику, то остановитесь на 3, 9 либо 11 повторениях. Для тех, кто хочет более серьезно заниматься и практиковаться, необходимо повторять посвященный текст ровно 108 раз. При этом прерываться нельзя. Для того, чтобы было легче читать, используйте четки. Чем больше раз будет повторены слова, тем более сильным будет полученный результат.

Важно заранее выучить правильное произношение всех слов. Нельзя допускать ошибки, путать слова местами, повторять слова еще раз, исправляться. На начальном этапе можно использовать запись, петь вместе с кем-то. Чем чаще вы будете практиковаться, тем меньше вам будет нужен такой помощник. Обязательно сядьте лицом на север либо восток.

Спина должна быть прямая, а тело расслаблено. Очень важно, прежде чем практиковать Гаятри мантру, нужно научиться хоть немного освобождаться от ненужных мыслей. Это поможет вам не только на начальном этапе, но и впоследствии, когда вы дойдете до того уровня, когда сможете петь мантру про себя, не раскрывая рта.

Будет весьма сложно, если вы не в состоянии очистить свой разум от любых мыслей. Разрешено в процессе пения концентрироваться на словах, которые вы произносите или на образе богини, к которой вы обращаетесь.

Кроме этого, можно сосредоточиться на своих ощущениях, энергии, которая вас окутывает, энергетических потоках. Но это ни в коей мере не должно вас увлекать и отвлекать от мантры.

Если вы хотите стать на путь просветления, научиться избавляться от ненужного, очиститься, стать ближе к божественному свету, то можете использовать Гаятри мантру. Это универсальная песня, которая поможет защититься от невзгод, оздоровиться и найти гармонию с самим собой.

Гаятри мантра самая древняя и самая сильная из всех ведических мантр. Считается, что для нее нет нечего невозможного...

24 слога Гаятри мантры связаны с определенными железами человека

Гаятри означает то, что защищает душу и ведет к спасению, а слово мантра означает очищение ума. Таким образом, само название указывает на цель и суть духовной практики и говорит о высшей цели жизни, подразумевая очищение сознания и освобождение из ловушки материально мира, в котором душа находится в заточении. 

Ежедневное повторение Гаятри мантры приносит человеку множество духовных и материальных благ: очищает ум и сознание от негатива, иллюзий и заблуждений, развивает интеллект (укрепляет разум), дает паранормальные способности и наделяет практикующего мудростью. Наилучший результат дает ежедневное число обязательных повторений,- например — один круг малы (108 раз), два и т.д. Можно при этом ставить намерение, которое обязательно реализуется. С количеством повторений раскрываются возможности этой самой древней и могущественной мантры. Чем больше раз вы ее повторяете, тем больший потенциал раскрытия ее возможностей в вас.

Гаятри мантра – это мольба, которую могут произносить с устремлением мужчины и женщины, независимо от их вероисповедания и страны, во все времена. Повторение этой мантры будет приводить к развитию духовного разума. Гаятри мантра обладает бесконечным потенциалом. Это – наполненная живыми вибрациями формула. Гаятри мантра хранится в Ведах – наиболее древних священных писаниях человечества

Гаятри мантра возвращает человеку здоровье и красоту, дает долголетие и благополучие, избавляет от страхов и неудач, исполняет желания и помогает преодолевать трудности и препятствия — как в социальной жизни, так и в духовной практике. Гаятри мантра приносит постижение сокровенной сути Вед, понимание божественных законов, самореализации и пробуждение от затяжного сна невежества.  

Гаятри мантра может избавить от таких крайне неприятных явлений, как порча и сглаз, потому что обладает огромной очищающей силой. Эта ведическая мантра сжигает плохую карму, избавляя от последствий греховных (неправильных) действий, и даже избавляет от колеса сансары, прекращая наши постоянные перерождения в материальном мире и возвращая нас в мир духовный — Царство Бога. Ведические мантры обладают более сильным действием, так как представляют собой строго определенный ряд звуков (слогов), правильное  произнесение которых оказывает невероятно сильный эффект, позволяя быстро достичь цели, ради которой они читаются. Результатом качественной практики является способность видеть истину, достижение так называемого универсального сознания, пробуждение интуиции и духовное просветление. 

Тот, кто повторяет Гаятри мантру регулярно и с верой, получает от Гаятри мантры спасение от болезней – Сарва рога ниваарини Гаятри.

Гаятри мантра защищает от всех бедствий.
Гаятри мантра – исполнитель всех желаний.

Повторяющий Гаятри мантру должен быть уверен в том, что его сердце чисто всегда.

Гаятри мантра слушать онлайн (Нина Хаген)        

Гаятри мантра слушать онлайн (Deva Premal)     

Гаятри мантра — текст и перевод слов

Для практики нужно отчетливое понимание смысла надо ознакомиться с текстом и несколькими вариантами его перевода. 

Гаятри мантра

ОМ БХУР БХУВАХ СВАХА
ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ
БХАРГО ДЕВАСЬЯ ДХИМАХИ
ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

Гаятри мантра на латинском:

(Om Bhur Bhuvah Svaha
Tat Savitur Varenyam
Bhargo Devasya Dheemahi
Dhiyo Yo nah Prachodayaat)

Гаятри мантра перевод

ОМ — священный слог, часто произносимый перед самой мантрой и после нее. Считается, что ОМ содержит в себе всё знание, являясь источником Вед и всего творения. 
БХУР, БХУВА, СУВАХА – уточняется, какое творение имеется в виду: Физическая, Астральная и Небесная сферы Бытия. 
ТАТ — Пусть Та Высшая Божественная Сущность. (Слово ТАТ означает Парабрахман, Верховное Существо) 
САВИТУР – Источник, солнечное божество, Вишну, Всевышний.  
БХАРГО — на Духовную Лучезарность (сверкающий, самосветящийся, высший чистый свет). 
ВАРЕНЬЯМ ДЭВАСЬЯ — Этой Восхитительной Высшей Божественной Реальности. (Слово «Вареньям» подразумевает Господа Вишну, прибежище и конечную цель для всех душ; а слово «Девасья» указывает на божественную личность)
ДХИМАХИ — Мы медитируем. (Медитация подразумевает связь, и в данном случае посредством мантры Гаятри мы связываемся с Богом) 
ДХИЙО — разум (чтобы мы могли осознать Высшую Истину)
ЙО — который 
НАХ — наш 
ПРАЧОДАЯТ — просветит 

Гаятри мантра Другое значение

ОМ — Брахма, Всевышний

БХУР, БХУВАХ, СВАХА — воплощение праны, разрушение страданий, воплощение счастья

ТАТ — Тот, Бог, Аджна, Ганеш

САВИТУР, Савитар — воплощение Солнца, Света, вспышка

ВАРЕНЬЯМ — Наивысший, Наилучший

БХАРГО — устраняет препятствия, безгрешный

ДЕВАСЬЯ — облик Всевышнего будем хранить внутри

ДХИЙО — интеллект

ЙО — кто

НАХ — нас

ПРАЧОДАЯТ — наставит на праведный путь

Гаятри мантра значение слогов:

Каждый слог Гаятри мантры связан также и поределенной частью тела

Са — левый глаз, храбрость, Нарасимха

Ви — правый глаз, поддержание, Вишну

Тур — левое ухо, благополучие, Шива

Ва — правое ухо, йогическая сила (сила воли, духа, аскезы), Кришна

Ре — нос, любовь, Радха

Ни — рот, энергия денег, Лакшми

Ям — подбородок, блеск, сияние, Агни

Бхар — горло, защита, Индра, Ракша

Го — левое плечо, интеллект, буддхи, Сарасвати

Де — правая грудь, подавление, аскеза, Дурга

Ва — левая грудь, преданность, Хануман

Сья — пупок, сила сохранения, Дхарана, Притхви (Земля)

Дхи — правое плечо, Прана (жизненная сила), Сурья

Ма — самоограничение, Рама

Хи — ниже пупка, Тапас (аскеза), Сита

Тхи — левый бок, дальновидность, Чандра

Дхийо, Йо — левый локоть, пробуждение сознания, Яма и Брахма

Наха — правый локоть, сладость, Варуна (Бог океана)

Пра — правое запястье, идеал, Нараян

Чо — левое запястье, отвага, Хаягриф

Да — левая ладонь, мудрость, Хамс (лебедь)

Ят — правая ладонь, служение, Тулси

В связи с особенностями санскрита, на котором написаны Веды (древнейшие священные писания) и, собственно, мантры, существует множество вариантов литературных переводов Гаятри, которые отличаются внешне, но едины по сути. Давайте попробуем увидеть то главное, о чем говорится во всех переводах:

И так, Гаятри мантра:

«О, Всевышний, Создатель Вселенной, Дающий жизнь, Устраняющий боль и страдания и Дарующий счастье! Ты есть высший Свет, разрушающий грехи. Мы медитируем на Тебя, чтобы Ты вдохновлял, просветлял и вел наш ум в правильном направлении!»

«Пусть та сущность Господа Вишну, проявляющаяся как Солнце, сделает мой ум пребывающим в Его божественном «Я” во  всех действиях и делах и во все времена!»

«Мы преклоняемся перед божественным Солнцем, всевышним Богом, освещающим всё, от которого все исходит, и к кому все должно вернуться, кого мы призываем направлять наш разум в нашем продвижении к его святым стопам!»

«Мы медитируем на трансцендентную Славу Всевышнего Божества, которое пребывает в сердце земли, в жизни неба и в душе Небес. Да побуждает и просветляет Оно умы наши!»

«Мы медитируем на великолепие Ишвары, творца Вселенной, достойного поклонения, воплощающего знание и свет, и устраняющего всяческие грехи и невежество. Да просветит он разум наш!»

«Мы медитируем на всепочитаемую силу и славу Того, Кто создал небеса, землю и нижний мир, и Кто направляет наш разум!»

Таким образом, мы видим, что Гаятри мантра фокусирует наше внимание на Источнике, Первопричине, Творце, от которого все исходит, который может нам помочь очистить сознание и, в конце концов, достичь освобождения из материального мира, что является высшей целью человеческой жизни. 

Гаятри мантра подразумевает четыре Махавакьи или четыре стержневые декларации, хранимые в четыре Ведах:

1. Праджнанам Брахма 
Осознавание (Наивысшая Мудрость) – это Брахман (Айтарейя Упанишад Риг Веды).
2. Ахам Брахма Асми 
Я есмь Брахман (Брихадараньяка Упанишад Яджур Веды).
3. Тат Твам Аси 
Ты есмь То (Чандогья Упанишад Сама Веды).
4. Айям Атма Брахма 
Эта (Высшая) Сущность – Брахман (Мандукья Упанишад Атхарва Веды).

Как практиковать Гаятри мантру

Гаятри мантра — строгих правил нет, но есть советы и рекомендации, которых нужно придерживаться, если есть такая возможность.  Гаятри мантра — одна из немногих мантр, при произношении (практики) которой нет строгих ограничений. То есть, если даже вы неправильно произносите какие-то слова, то нечего плохого не случится. Просто эффект будем слабее. Гаятри мантра в любом случае принесет пользу, главное практиковать ее и верит в ее поистине безграничную силу! Здесь приведены общие рекомендации для начинающих, а более подробно можно узнать о практике повторения мантры Гаятри в соответствующих священных писаниях. 

Лучшее время для практики – это раннее утро (перед восходом солнца) и вечер, перед закатом. Также хорошо повторять мантру в полдень. Произнося мантру перед едой, вы очищаете пищу от негативной энергии, а повторение Гаятри перед принятием душа позволит очистить не только тело, но и внутреннее пространство. Также можно практиковать в любое другое время, в любом месте и в любых обстоятельствах. Наилучший результат дает практика в строго определенное время каждый день! Но это не обязательно.

Гаятри мантра — как много повторять? Традиционно для повторения мантры используются четки, в которых насчитывается 108 бусин. Считается, что один полный круг мантры (108 повторений Гаятри) – это минимум для тех, кто серьезно относится к практике, и этот круг нужно пройти, не отвлекаясь на другие дела. Чем больше кругов, тем сильнее эффект. Перед едой или перед принятием душа можно повторить мантру несколько раз, например, 3, 9 или 11. 

Выберите спокойное место, где вас никто не будет отвлекать, сядьте удобно, с ровной спиной, лучше лицом на восток или на север. Расслабьте мышцы. В центре груди или прямо перед собой представьте Солнце, в центре которого поместите образ богини Гаятри, и начинайте читать мантру. Если нет возможности следовать этим советам, делайте, как можете. 

Произносить можно вслух, про себя или шепотом. Считается, что мысленное повторение мантры Гаятри обладает наиболее сильным эффектом, но это и самый сложный вид практики, так как в этом случае ум отвлекается больше, чем при произнесении мантры вслух или шепотом. Поэтому, когда ваш ум беспокойный, лучше произносить вслух – это позволит больше внимания сосредоточить на звуках. 

Если, повторяя мантру, вы вкладываете в свои слова любовь к Богу, это многократно усиливает ее действие. Если любви к Богу нет, попробуйте почувствовать благодарность Ему. Всегда можно найти что-то, за что вы благодарны жизни. Если нет и этого, просто внимательно повторяйте Гаятри, слушая свой голос и старясь не отвлекаться на посторонние мысли, проблемы и любые другие посторонние вещи. Осознавайте смысл вашего обращения к Богу, и для начала этого будет достаточно. Чувство благодарности и любви придет позже, на соответствующем этапе духовной практики. 

Человек рождается четыре раза. Его первое рождение — когда он появляется на свет, рождаясь у матери. Он рождается во второй раз, когда получает посвящение в Гаятри мантру. Его третье рождение происходит во время изучения Вед. Он становится брамином тогда, когда он осознает принцип Брахмана. Это — его четвертое рождение. Человек становится брамином не по факту рождения в семье браминов, а через познание природы Брахмана. Повторение Гаятри мантры является очень важным для достижения этого понимания.
 
Гаятри Мантра считается самой священной и наиболее могущественной мантрой Вед. Она содержит в себе квинтэссенцию всех Вед, и поэтому её, поистине, называют Матерью Вед.
 
Каждая из четырех Вед утверждает одну основную истину: 
 
Праджнанам Брахма (Сознание есть Брахман) — Риг Веда; 
 
Ахам Брахма Асми (Я есть Брахман) — Яджур Веда; 
 
Тат Твам Аси (Ты есть То) — Сама Веда; 
 
Айям Атма Брахма (Этот Атман есть Брахман) — Атхарва Веда. 
 
При соединении этих четырёх истин появляется Гаятри. Утверждается, что если её произносить регулярно, то эффект от неё будет таким же благотворным, как от произнесения самих Вед.
 Гаятри мантра раскрывает суть всех Вед
 
Так же как сущность учения Вед содержится в Упанишадах, сущность Упанишад заключена в Гаятри Мантре. 
 
Суть всех Вед можно сформулировать так:
 
Человек должен считать себя тем самым Высшим «Я», которое пребывает во всех людях и существах этого мира.  
 
Каждый человек по природе божественен, но из-за привязанности к телу он считает себя просто обычным человеком.
 
Следует осознать: вы не просто тело, но взаимосочетание тела, ума и духа. Первая строка в Гаятри-мантре – «Ом бхур бхувах суваха». 
 
Бху относится к телу. Оно состоит из панча бхутас (пяти великих первоэлементов). Эти элементы образуют пракрити (природу). Между природой и телом существует тесная связь. Одни и те же элементы присутствуют и в природе, и в теле. 
 
Бхувах — это прана шакти (жизненная сила), дающая жизнь телу. Но даже при наличии жизненной силы тело не может существовать, если нет джняны (высшего сознания). Об этом сказано в Ведах: «Праджнянам Брахма» (Постоянное целостное осознание это Брахман). 
 
Сувах есть форма праджни (высшей мудрости). Именно благодаря присутствию праджняны жизненная сила способна одушевлять тело. Само тело является инертной материей. Жизненная сила действует в теле как вибрация. Вибрация черпает силу из праджняны, проявляющейся в виде излучения.
 
Таким образом, в человеке сочетаются тело, жизненная сила и праджняна. Весь космос в миниатюре присутствует внутри человека. Благодаря этим трем компонентам мы способны видеть космос и воспринимать всё многообразие мира. 
 
Все силы — внутри нас. Всё внешнее — отражение внутреннего существа.
 
Из этого следует, что настоящее человеческое естество— это божественность. 
 
Гаятри — это универсальная молитва. 
 
Гаятри мантра — это Универсальная Молитва, которая просит о ясном Разуме, таком, чтобы Истина могла отражаться в нем без искажения.
 
В мантре говорится «На божественный Свет Савитара мы медитируем». Савитар — это Божество Солнца в его высшем аспекте, что означает «то, из чего все это рождено». Свет Солнца или Савитара (а не сам Савитар) это есть его Сила, то есть богиня Савитри или Гаятри. Поэтому мантра обращена одновременно и к Савитри (богине Гаятри) и к Савитару — главенствующему божеству мантры.
 
От рассвета и до заката солнце называется Сурья. Предрассветное же солнце, являющее собой символ оживляющей или животворящей силы, называется Савитар. Так же как в основе проявленного Света солнца лежит оживляющая сила предрассветного солнца, делающая возможным его проявление, так и основой существования Сурьи является Савитар. 
 
Гаятра-мантру не нужно получать от учителя в процессе формального посвящения, поскольку она – мать каждого духовно продвигающегося. Она доступна любому, желающему ее практиковать. 
 
Мы – дети солнца, и Гаятри мантра – наша мать.  Все при любых обстоятельствах могут практиковать эту мантру.
 Гаятри-мантра – понимающая мать. И так же, как существует бессловесное взаимопонимание матери и ребенка, так же существует неразрывная связь между практикующим и мантрой. Это понимание называется бхакти – любовь, наполненная доверием. Когда вы практикуете гаятри-мантру с бхакти, она разрешает все ваши неразрешенные проблемы.
 
Гаятри могут использовать мужчины и женщины любой национальности и веры, ибо она взывает к Чудесной Силе, пронизывающей Солнце и три мира, и просит пробудить и укрепить интеллект, чтобы он мог вести человека к успеху с помощью интенсивной садханы.
 
Солнечную энергию необходимо привлекать для того, чтобы укрепить духовные силы человека. Если человек обладает достаточной силой духа, то интеллект, чувства и высшие эмоции оживают и начинают действовать в нужном направлении. Когда светит Солнце, темные мысли не могут возникнуть в уме человека и скрыть Истину. Когда Божество, сияющее как Солнце, озаряет вас своими лучами, невозможно испытывать горе или пребывать во мраке невежества и эгоизма. Поэтому положитесь на Гаятри, и она привлечет сияющие лучи Солнца, которые озарят ваш интеллект.
 
Гаятри мантра дана нам, чтобы открыть  внутреннее видение. 
 
Развивая это внутреннее видение, мы можем осознать Брахмана. Наши два глаза сосредоточены на объективном мире и его преходящей привлекательности. Поэтому они не могут открыть великолепия и величия царства Духа.
 
Гаятри находится в нас.
 
У Гаятри на самом деле три имени: Гаятри, Савитри, Сарасвати. 
 
Хотя у Гаятри три имени, все три находятся у нас внутри как чувства (Гаятри), как сила речи (Сарасвати) и как жизненная сила (Савитри).
 
Гаятри господствует над чувствами.
 
Савитри — владычица праны (жизненной силы). Многим известна легенда о Савитри, целомудренной женщине, которая силой своей молитвы воскресила своего мертвого мужа Сатьявана. Савитри защищает тех, кто в своей жизни следует Сатье (истине). В этом заключается ее внутреннее значение. Когда Гаятри действует как защитник жизненной силы, она известна под именем Савитри.
 
Сарасвати  — главенствующее божество речи. 
 
Все три представляют собой трикарана шуддхи (чистоту мыслей, слов и дел).
 
Человек должен заслужить милость Гаятри, Савитри и Сарасвати, чтобы освятить свою жизнь.

Гаятри мантра — сокровище, и поэтому мы должны хранить ее на протяжении всей нашей жизни. 
 
Мы никогда не должны бросать Гаятри мантру.  Гаятри мантра должна повторяться хотя бы несколько раз в день с чистым сердцем.
 
Мы можем бросить или игнорировать любую другую мантру, но мы никогда не должны отказываться от Гаятри мантры на протяжении всей нашей жизни.
 

Гаятри мантра будет защищать нас от бед повсюду — в автобусе или автомобиле, в железнодорожном поезде или самолете, на базаре или в пути.  

Гаятри мантра защищает нас, потому что Гаятри — Мать, Сила, которая оживляет всю Жизнь. Поэтому мы не должны взывать о пище или убежище, когда мы находимся под защитой Божественной Матери.

Кто такая Гаятри! Гаятри — это вовсе не богиня. «Гаятри чандасам мата» (Гаятри ~ мать Вед). «Гаянтам траятхе итхи Гаятри» (Гаятри спасает того, кто читает мантру). Гаятри всегда присутствует там, где поётся мантра. 

У Гаятри на самом деле три имени: Гаятри, Савитри, Сарасвати. Эти трое присутствуют в каждом. Гаятри символизирует чувства. Она — хозяйка над чувствами. Савитри — владычица праны (жизненной силы). Многим бхаратийцам известна легенда о Савитри, вернувшей к жизни своего мужа, Сатьявана. Савитри означает истину. Сарасвати — правящее божество вак (речи). Все три представляют собой трикарана шуддхи (чистоту мыслей, слов и дел). Хотя у Гаятри три имени, все три находятся у нас внутри как чувства (Гаятри), как сила речи (Сарасвати) и как жизненная сила (Савитри). 

Гаятри описывают как пятиликую и потому один из её эпитетов — панчамукти. Может ли и вправду быть у кого-то пять лиц? Конечно, нет. В Рамаяне о Раване говорится, что у него десять голов. Если бы это было так, как он мог бы укладываться на своё ложе да и вообще передвигаться с места на место? В этом описании скрыто иносказание. Равану называют десятиголовым, потому что он освоил четыре Веды и шесть шастр. 

Так же обстоит дело и с пятью ликами Гаятри. Эти «лица» означают следующее. ОМ (пранава, изначальный звук) — первое «лицо». В принципе пранавы отражена ашта-ишварья (восемь видов богатства). Второе лицо это «Бхур бхува суваха»‘, третье — «Тат савитур вареньям»; четвертое — «Бхарго девасья дхимахи», и пятое — «Дхийо ионах прачодайят». Когда Гаятри-мантра именно так и сознаётся при чтении, становится ясно, что все пять граней Гаятри присутствуют в каждом из нас.

Могущество Гаятри-мантры

Гаятри-мантра содержит все три аспекта, без которых немыслимо поклонение Богу: восхваление, медитацию и молитву. Первые девять слов «Ом-бхур-бхавах-суваха-тат-савитур-вареньям-бхарго-девасья» относятся к атрибутам Божественного. «Дхимахи» является аспектом медитации. «Дхийо йо пах прачодайат» — это молитва Господу. Гаятри мантра — молитва Богу с просьбой даровать все силы и таланты. 

«Сарва рога ниварини Гаятри» (Гаятри избавляет от всех болезней). » Сарва дукха париварини Гаятри» (Гаятри отвращает все беды). «Сарва ванча пхалашри {Гаятри исполняет все желания). Гаятри дарует всё, что благотворно. Если постоянно читать эту мантру, появляются всевозможные силы и способности. 

Поэтому не следует пренебрежительно относиться к Гаятри-мантре. Звук Гаятри неразрывно связан с самим процессом дыхания. Этот звук — напоминание о нашей истинной форме. В дыхании присутствуют вдох и выдох. В йога-шастре вдох называется пуракам, а выдох — речакам. Задержка дыхания носит название кумбакам. При вдыхании воздуха издается звук «С-о-о», при выдохе — «Хам-м-м»: «сохам, со-хам». (Бхагаван продемонстрировал эти звуки, вдохнув и выдохнув). «Со» это «То». «Хам» это «я». «Я это То», «Я это Бог». Мы повторяем это при каждом вздохе. То же самое провозглашают Веды в своих изречениях: » Тат твам оси» (То ты есть), «Ахам Брахмаасми» (Я есть Брахман), «Айам Атма Брахма» (Истинное «Я» (Атман) есть Брахман).

Гаятри обитает в сердце

Не воображайте, что Бог где-то далеко от вас. Он внутри вас. Вы это Бог. Люди хотят увидеть Бога. » Сатьям джнянам анантам Брахма» — гласят священные тексты. Истина это Бог. Мудрость это Бог. Бесконечность это Бог. Все три присутствуют повсюду. Истина, мудрость и бесконечность — за пределами времени и пространства. Истина — это то, что действительно во все времена, в прошлом, настоящем и будущем. Эта истина — Гаятри. 

Гаятри, поэтому, пребывает в хридайе (сердце). Хри-дайя содержит слово дайя, означающее сострадание. В каждом сердце есть сострадание. Но в какой степени выражают его люди в повседневной жизни? В ничтожно малой. Везде и повсюду встречаешь гнев, зависть, тщеславие и ненависть. Эти пороки неестественны для человека. Они враждебны его природе. 

Давно было отмечено, что существо, всецело доверяющее лишь уму — это демон. Тот, кто жив лишь нуждами тела — животное. Тот, кто следует Атману, истинному «Я», осенён божественностью. Тот, кто признаёт и тело, и ум, и истинное «Я» — человек. Человеческая суть — это сочетание тела, ума и Атмана. Человеку предназначен подъем к божественному, а не спуск в мир животных и демонов.

Поскольку в Гаятри-мантре воплощены все божественные силы, одной этой мантры достаточно, чтобы защитить человека, поющего её. Для молодежи она особенно необходима, являясь залогом ясного и благоприятного будущего. 

Читайте Гаятри так часто, как только можете. Даже если вы поёте ее, моясь в ванне, ваше мытьё будет освящено. Повторяйте её и перед едой. Пища станет подношением Богу. Пусть ваша преданность Богу исходит из самой глубины сердца.

Одна из самых могущественных мантр, сохраненная до наших времен в древних священных писаниях человечества. Состоит из 24 слогов, взятых из гимна Риг Веды (III 62.10), авторство большей части которой приписывается риши Вишвамитре. Считается, что мантра содержит в себе всю сущность Вед. 

Регулярное повторение Гаятри мантры с верой, искренностью и преданностью, сосредоточенностью, ведет к очищению ума и тела, дарует мудрость, процветание, умиротворенность, озарение, устраняет все препятствия на пути, избавляет от страхов, опасностей, очищает карму, благословляет освобождением, а также приводит к развитию духовного разума. При правильном произношении мантры, ум практикующего может видеть истину без искажения, без наслоения сознания, позволяет развить интуицию. Независимо от пола, национальности и вероисповедания ее может произносить любой человек.

ॐ भूर्भुवः स्वः

तत् सवितुर्वरेण्यं

भर्गो देवस्य धीमहि

धियो यो नः प्रचोदयात्

Om Bhur Bhuvah Svaha

Tat Savitur Varenyam

Bhargo Devasya Dheemahi

Dhiyo Yonah Prachodayaat

ОМ БХУР БХУВАХ СУВАХА

ТАТ САВИТУР ВАРЕНЬЯМ

БХАРГО ДЭВАСЬЯ ДХИМАХИ

ДХИЙО ЙО НАХ ПРАЧОДАЯТ

Гаятри мантра может иметь многочисленные переводы, поскольку санскрит представляет собой язык образов. Ниже приведены несколько вольных вариантов.

ОМ — Изначальная звуковая вибрация, лежащая в основе Творения; Брахман; Дух; Изначальный Свет

БХУР — Бхур лока (физический план; Земной план существования; материальный мир или Пракрити — Природа)

БХУВА — Бхува лока (средний мир; тонкий мир); Также, Бхува — это Прана Шакти — всепронизывающая энергия

СВАХА — Сварга лока (Небесный план существования — земля Богов или небесные сферы)

ТАТ — То, Тот (указательное местоимение); Высшая Реальность, невыразимая в словах

САВИТУР — То, из которого все это рождено; из которого всё проявляется

ВАРЕНЬЯМ — Достойный поклонения, почитания; желанный

БХАРГО — Сияние, Духовная Лучезарность; Свет, который дарит Мудрость

ДЭВАСЬЯ — Божественная Реальность

ДХИМАХИ — Медитируем (дхьяна — медитация, седьмая ступень йоги); созерцаем

ДХЙО — Буддхи, духовный разум

ЙО — Который

НАХ — Наш

ПРАЧОДАЯТ — Просветит; да озарит!

«Пусть Высочайший Свет, который освещает три мира, озарит и наш разум. И направит лучи нашего сознания на путь праведности».

«Мы медитируем на Божественный Свет Солнца духовного сознания. Пусть он озарит наш разум, как сияющий солнечный свет рассеивает темноту»

Мудрецу Вишвамитре Гаятри мантра позволила использовать редкие типы оружия, которые подчинились его желанию, когда мантра произносилась с верой. Благодаря могуществу, достигнутому им таким образом, Вишвамитра был способен создать копию этой Вселенной.

Скачать разные вариации исполнения мантры Гаятри можно в этом разделе