Карма и реинкарнация в буддизме — «Эзотерика»

Карма — это закон причины и следствия, реинкарнация — это перевоплощение души, обременённой весом кармы. Представления о карме и реинкарнации являются центральными для всех индийских религий. Благодаря понятиям кармы и реинкарнации спасение в Индии, — это вовсе не жизнь на небесах, а возможность больше никогда не рождаться в физическом мире.

Вместе с тем, идея кармы и реинкарнации, являясь общей для индуизма и буддизма, в каждой из этих религий имеет свои характерные черты. С точки зрения индуизма, в проблеме кармы и реинкарнации всё предельно ясно – душа, рождаясь в теле, создаёт своими поступками хорошую или плохую карму и, в зависимости от этой кармы, перерождается в той или иной форме жизни. В буддизме с кармой и реинкарнацией всё немного сложнее, поскольку там вообще отсутствует понятие души.

Понятия кармы и реинкарнации в буддизме

Человек, согласно верованиям буддизма, — это просто набор дхарм (своеобразных единиц ментальной энергии, из которых состоит Вселенная), переходящих в то или иное состояние бытия. Мы не имеем души, но в нашем теле существует некая субстанция сознания, вечного и непрерывного. Как раз это сознание и может быть подвергнуто законам кармы и реинкарнации с точки зрения буддизма.

Будда Шакьямуни учил, что миром правит ненасытное стремление к благам и постоянное появление всё новых и новых желаний. Человек страдает, потому что не может до конца удовлетворить все свои желания и потребности: удовлетворение одного стремления тут же порождает другое, этот бесконечный круговорот желаний и страданий создает карму и реинкарнацию. Сознание, воплощённое в теле, становится зависимым от потока кармы  и вынуждено перерождаться вновь и вновь в колесе сансары. Освобождение от кармы и реинкарнации может быть достигнуто только с помощью уничтожения желаний и стремлений. Достигнув этого состояния, субстанция сознания, наконец, сможет раствориться в извечной пустоте–нирване.

Закон кармы и реинкарнация в шести мирах буддизма

Согласно понятию реинкарнации в буддизме, сознание может освободиться от кармы только в человеческом воплощении, в то время как колесо рождения и смерти (сансара) действует в шести мирах: мире богов, полубогов, людей, животных, духов и адских существ. В зависимости от характера желаний и намерений, карма может быть легче или тяжелее и именно от этого зависит, в каком из миров воплотится сознание. Самая удобная для просветления форма жизни во Вселенной – это человек. Только в человеческом теле сознание может откинуть ненужные стремления и вырваться из власти кармы и реинкарнации. Вместе с тем, человеческое существование – далеко не самое комфортное из всех в бытовом плане. Но даже мир богов имеет меньше преимуществ по сравнению с нашим миром, — наделённые властью воплощать все свои желания, боги ещё глубже погружаются в круговорот сансары и смогут освободиться от него, только воплотившись человеком.

Даже в том случае, если субстанция сознания во всех своих воплощениях совершала исключительно хорошие поступки и создала себе положительную карму, она всё равно не сможет в одночасье переродиться просветлённой. Награда за хорошую карму – воплощение в мире богов, а обо всех каверзах этого воплощения уже было сказано выше. Поэтому единственная возможность избавится от кармы и реинкарнации – осознать суть взаимосвязи желания-страдания в человеческом воплощении и откинуть все свои стремления как ненужные.
Карма — это закон причины и следствия, реинкарнация — это перевоплощение души, обременённой весом кармы. Представления о карме и реинкарнации являются центральными для всех индийских религий. Благодаря понятиям кармы и реинкарнации спасение в Индии, — это вовсе не жизнь на небесах, а возможность больше никогда не рождаться в физическом мире. Вместе с тем, идея кармы и реинкарнации, являясь общей для индуизма и буддизма, в каждой из этих религий имеет свои характерные черты. С точки зрения индуизма, в проблеме кармы и реинкарнации всё предельно ясно – душа, рождаясь в теле, создаёт своими поступками хорошую или плохую карму и, в зависимости от этой кармы, перерождается в той или иной форме жизни. В буддизме с кармой и реинкарнацией всё немного сложнее, поскольку там вообще отсутствует понятие души. Понятия кармы и реинкарнации в буддизме Человек, согласно верованиям буддизма, — это просто набор дхарм (своеобразных единиц ментальной энергии, из которых состоит Вселенная), переходящих в то или иное состояние бытия. Мы не имеем души, но в нашем теле существует некая субстанция сознания, вечного и непрерывного. Как раз это сознание и может быть подвергнуто законам кармы и реинкарнации с точки зрения буддизма. Будда Шакьямуни учил, что миром правит ненасытное стремление к благам и постоянное появление всё новых и новых желаний. Человек страдает, потому что не может до конца удовлетворить все свои желания и потребности: удовлетворение одного стремления тут же порождает другое, этот бесконечный круговорот желаний и страданий создает карму и реинкарнацию. Сознание, воплощённое в теле, становится зависимым от потока кармы и вынуждено перерождаться вновь и вновь в колесе сансары. Освобождение от кармы и реинкарнации может быть достигнуто только с помощью уничтожения желаний и стремлений. Достигнув этого состояния, субстанция сознания, наконец, сможет раствориться в извечной пустоте–нирване. Закон кармы и реинкарнация в шести мирах буддизма Согласно понятию реинкарнации в буддизме, сознание может освободиться от кармы только в человеческом воплощении, в то время как колесо рождения и смерти (сансара) действует в шести мирах: мире богов, полубогов, людей, животных, духов и адских существ. В зависимости от характера желаний и намерений, карма может быть легче или тяжелее и именно от этого зависит, в каком из миров воплотится сознание. Самая удобная для просветления форма жизни во Вселенной – это человек. Только в человеческом теле сознание может откинуть ненужные стремления и вырваться из власти кармы и реинкарнации. Вместе с тем, человеческое существование – далеко не самое комфортное из всех в бытовом плане. Но даже мир богов имеет меньше преимуществ по сравнению с нашим миром, — наделённые властью воплощать все свои желания, боги ещё глубже погружаются в круговорот сансары и смогут освободиться от него, только воплотившись человеком. Даже в том случае, если субстанция сознания во всех своих воплощениях совершала исключительно хорошие поступки и создала себе положительную карму, она всё равно не сможет в одночасье переродиться просветлённой. Награда за хорошую карму – воплощение в мире богов, а обо всех каверзах этого воплощения уже было сказано выше. Поэтому единственная возможность избавится от кармы и реинкарнации – осознать суть взаимосвязи желания-страдания в человеческом воплощении и откинуть все свои стремления как ненужные.
Источник: hram-sveta.ru

astro-story